Упаковка велосипеда для транспортировки самолетом




Задумали путешествие на велосипеде в другой стране? Во многих случаях вы столкнетесь с перевозкой велосипеда самолетом. Упаковка велосипеда для авиатранспортировки не настолько сложная задача, как может показаться на первый взгляд. Существует несколько вариантов решения, например, специальные дорогие безопасные кейсы, чехлы, но один из самых бюджетных и универсальных – использование картонной велосипедной коробки из ближайшего веломагазина.

Если вы планируете радиальный маршрут с цивильными ночевками и локальным трансфером из аэропорта и обратно, вы сможете использовать одну и ту же коробку, необходимо будет лишь упаковать в отеле велосипед для обратного перелета. Если у вас линейный маршрут и коробку хранить в другой стране негде – выкидывайте ее. Для обратного перелета необходимо будет тщательнее упаковать велосипед и взять с собой обычный мягкий велочехол в качестве внешней оболочки.

Дома для упаковки велосипеда вам понадобится стрейч-пленка в рулоне, моток скотча и некоторые другие материалы. В стране вашего путешествия, скорей всего, будет сложно найти стрейч и пузырчатую пленку, но их успешно заменит пара упаковок самых плотных и объемных строительных мусорных пакетов из супермаркета, скотч оттуда же и картонные коробки из ближайшего мусорного бака в аэропорту.

Итак, ниже мой многолетний опыт в виде инструкции по упаковке велосипеда для авиаперелета.

1. КОРОБКА, УПАКОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТ

Вам понадобится стандартная коробка из любого веломагазина (скорей всего платить за нее не потребуется, веломагазины эти коробки выкидывают). Чем шире и длиннее коробка, тем лучше, я стараюсь выбрать упаковку от найнера-подвеса размера XL. Коробка от 26” велосипеда может не подойти для упаковки найнера.

Также понадобится рулон скотча, упаковочная стрейч-пленка шириной 0.5 м, несколько метров воздушно-пузырчатой пленки и несколько обрезков изоляции из пенополиуретана в виде труб диаметром 6..8 см. Все компоненты можно купить в строительном супермаркете, а трубки ППУ могут оказаться в мусоре веломагазина вместе с коробкой, т.к. производители тоже используют их для упаковки велосипедов на заводе.

Не лишними будут 5-6 тонких небольших пакетов и дополнительно можно использовать пластиковые стяжки, но не обязательно, т.к. у нас есть скотч!

Инструмент: канцелярский нож, удобный набор шестигранников, в случае дисковых тормозов – заглушки в калиперы, ключ для педалей, возможно шестигранники типа Torx, ключ Centerlock и другие специфические, для вашего велосипеда, ключи.

2. ПОДГОТОВКА К УПАКОВКЕ

При упаковке мы соблюдаем следующие принципы:

• делаем велосипед как можно уже и короче, чтобы он гарантированно поместился в коробку;
• стараемся избежать углов, которые могут выпирать через картон упаковки;
• не теряем и не забываем запчасти и крепеж;
• будем аккуратными и не оставляем следов скотча на деталях велосипеда.

2.1. Если вы путешествуете с внутрирамной велосумкой, заранее упакуйте ее и установите на велосипед, но таким образом, чтобы содержимое не понадобилось вам до полной распаковки.

2.2. Спустить оба колеса до состояния когда они прожимаются рукой (примерно 1 атм на манометре), так рекомендуют авиа-перевозчики.
Снять переднее колесо и отложить его в сторону вместе с эксцентриком или осью.

2.3. Снять педали.

2.4. Вставить заглушку и открутить калипер переднего дискового тормоза.
Вилка велосипеда будет разворачиваться на 90 градусов вдоль плоскости рамы, калипер заднего тормоза будет выступать за габариты.
Чтобы не потерять крепеж калипера и кронштейн, проще всего накрутить на крепежные винты по гайке, или надеть на винты резиновые колечки, нарезанные из старой камеры и замотать все в обрывок стрейч-пленки и скотч.

2.5. Снять цепь, не потеряв замочек, и сбросить задний и передний переключатели на самые маленькие звезды, т.е. в состояние не растянутых пружин.


3. УПАКОВКА ВИЛКИ И РУЛЯ

3.1. Длина коробки не позволит упаковать велосипед с установленным рулем (на велозаводах рули, как и переднее колесо, не устанавливают). Поэтому, запоминаем положение руля в выносе (для удобства сборки можно отметить положение маркером или как угодно еще), откручиваем болты крепления на крышке выноса и вынимаем руль.

3.2. Разворачиваем вилку на 90 градусов, так чтобы ее плоскость была параллельна плоскости рамы, а перед смотрел вправо, в сторону трансмиссии. Теперь в эту же сторону выступает вынос руля и в соответствии со вторым принципом упаковки мы должны вынос развернуть еще на 90 градусов относительно вилки. Слегка ослабляем винты, фиксирующие вынос на штоке вилки и поворачиваем вынос, в сторону седла.
Если вы пользуетесь сумкой-фидером fast-n-light или подобной, не снимайте ее полностью, она может послужить дополнительной защитой.

3.3. Защищаем руль. Парой, подходящих по размеру, кусков пузырчатой пленки оборачиваем манетки и тормозные ручки и приклеиваем скотчем (в этот момент надо вспомнить, поставили ли мы заглушку в передний калипер гидравлического тормоза).

3.4. Защищаем ноги вилки ППУ-трубками необходимой длины, разрезая их вдоль.
В принципе, вероятность повреждения внутренней ноги минимальна и по желанию можно сэкономить одну защиту.

3.5. Прикладываем руль к вилке с тыльной стороны (левая сторона велосипеда, противоположная трансмиссии) таким образом, чтобы манетки и тормозные ручки повернулись внутрь, к вилке. Располагаем рубашки тросов и гидролиний между рулем и вилкой, чтобы не было неестественных изломов.

3.6. Плотно заматываем получившийся бутерброд несколькими слоями стрейча, попутно фиксируя калипер дискового тормоза между ног вилки.
В этот момент, если у вас нет помощницы, скорей всего придется предварительно зафиксировать руль с вилкой парой кусков скотча и будет удобно поставить велосипед на заднее колесо, оперев о светлые обои или положить на возвышение (стул, стол, диван) так, чтобы свисала вилка и небольшая часть рамы. Идеально, если у вас есть в хозяйстве ремонтная стойка.


4. УПАКОВКА ЗАДНЕГО ТРЕУГОЛЬНИКА

4.1. Сзади у нас тоже есть выступающая за габариты деталь – задний переключатель. Откручиваем переключатель от петуха, заматываем его в пузырчатую пленку, аккуратно, через задний треугольник, вкладываем сверток в спицы колеса и фиксируем скотчем (в этот момент уже поздно обнаружить, что вы забыли сбросить пружину переключателя при подготовке к упаковке, т.к. манетки на руле уже недоступны).
На всех велосипедах, которые я упаковывал, получалось засунуть переключатель в спицы через треугольник, если на вашем велосипеде это трудно, просто приклейте сверток с переключателем снизу в спицы в районе кассеты.
И с этого момента не вращайте заднее колесо.

4.2. Теперь необходимо зафиксировать от вращения заднее колесо и попутно шатуны. Я делаю это просто – заматываю колесо несколькими оборотами в стрейч-пленку, шатуны фиксирую за нижнее перо в положении 16:50 (правый шатун в сторону заднего колеса и немного вверх).

4.3. Можно дополнительно подстраховаться от повреждений калипера заднего дискового тормоза и тормозного диска – кусок картона или пенополиуретана подходящего размера наклеить внутри или снаружи стрейч-пленки.
Несколько раз я снимал задний калипер и тормозной диск, но впоследствии отказался от этой операции.


5. УПАКОВКА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ РАМЫ

5.1. На этой стадии защищаем трубы рамы изоляционными ППУ-трубками, при этом помним, что частично рама будет защищена колесом, до некоторых участков ничто не достанет, без фатального разрушения велосипеда, т.е. сильно паниковать не стоит. Однако, если вы катаетесь на двухподвесе, стоит одеть амортизатор в ППУ-трубку аналогично ногам вилки.

5.2. На раме велосипеда с левой стороны (противоположной трансмиссии) необходимо будет закрепить переднее колесо.
У большинства велосипедов с дисковым тормозом передний диск придется снять – приматывая колесо к раме диском внутрь, мы царапаем раму и гнём диск, приматывая диском наружу, мы рискуем деформировать диск при транспортировке.
Поэтому откручиваем тормозной диск от переднего колеса (скорей всего ключом Torx25 или Centerlock) и откладываем его вместе с крепежом в сторону.

5.3. Ориентируем переднее колесо посадочными отверстиями тормозного диска к плоскости рамы. Прикладываем и фиксируем переднее колесо с левой стороны рамы соблюдая условия:

• обод с покрышкой входит в зазор между левым шатуном и диагональной трубой;

• передняя часть рамы с вилкой зависла над полом на расстоянии 3-4см (примерно высота покрышки);

• небольшая часть покрышки, 1 см, выступает спереди велосипеда за габариты вилки (если это возможно).

Проверяем возможные места касания обода, втулки и элементов рамы, устраняем это, фиксируем колесо и приматываем его стрейчем и скотчем к раме и вилке. Результатом должна стать монолитная конструкция без движения элементов внутри.
На этом этапе вам во второй раз пригодится помощь лишней пары женских рук, или светлые обои с диваном, или ремонтная стойка.


6. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ УПАКОВКА

6.1. Теперь можно снять и упаковать седло, предварительно отметив его положение (до этого момента седло служило удобным рычагом или держателем для ремонтной стойки).
Седло упаковывается или в согнутый по форме картон + стрейч, или в несколько слоев стрейч-пленки. Лучше дополнительно изолировать штырь пенополиуретаном или свернутым в трубу картоном. Хомут крепления седла я обычно оставляю на его месте и крепко фиксирую стрейчем и скотчем.

6.2. Защитить втулку переднего колеса и правую сторону заднего дропаута, обращенные наружу, приклеив скотчем куски картона или пенополиуретана.

6.3. Собрать и упаковать в стрейч-свертки:

• передний тормозной диск с крепежом;

• педали;

• эксцентрик или ось переднего колеса;

• цепь с замком;

• набор ключей;

• что-то еще, что вы попутно сняли с велосипеда и собираетесь использовать.

6.4. Приклеиваем скотчем свертки с деталями к упакованной раме с правой стороны (стороны трансмиссии). Не жалеем скотча – все что высыпается внутрь коробки, также легко высыпается и наружу коробки. Однажды, в каком-то аэропорту, я видел выпавшую из коробки педаль Shimano.

6.5. Приклеиваем скотчем упаковку с седлом к раме любым удобным и защищенным способом.

6.6. На всякий случай еще что-нибудь несколько раз оборачиваем стрейчем и скотчем, проверяем монолитность упаковки путем встряхивания и бросков с высоты двух метров на бетонный пол.

6.7. Вставляем упакованный велосипед в коробку и обнаруживаем еще достаточно много места для подседельной и подрульной велосумок fast-n-light, рюкзака, каремата и прочего туристического снаряжения.
Однако, при этом помним, что вес всей упаковки ограничивается авиакомпанией и за перевес придется оплатить еще одну стоимость багажа или заниматься перепаковкой перед стойкой регистрации.

6.8. Закрытую коробку с велосипедом стоит замотать в стрейч, к картону (а он, скорей всего, еще и пыльный) скотч будет прилипать плохо и есть вероятность что коробка раскроется при погрузке и транспортировке.


7. Хинты

• Под крышку коробки с краю или внутрь отверстия для переноски, в зоне досягаемости руки, приклейте скотчем маленький канцелярский нож, или лезвие от него, или любой подходящий инструмент, которым вы сможете разрезать упаковку по прибытию на место. Все ваши ножи и инструменты в момент перелета будут в багаже, в этой коробке, и распаковку придется проводить ногтями.

• Разборку велосипеда в домашних условиях старайтесь делать теми же ключами, которыми будете собирать обратно после приземления. Таким образом, вы будете уверены, что имеете необходимый и удобный для работы комплект инструмента и все ключи подходящей длины.
Обратите внимание на ключ которым откручиваете задний переключатель, в некоторых мультитулах он недостаточной длины и вы не сможете прикрутить переключатель к петуху.
Инструмент можно приклеить скотчем к раме, как все остальные запчасти.

8. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Упаковка велосипеда в другой стране, в аэропорту, будет немного отличаться от упаковки дома. Главное отличие – вместо стрейча используйте строительные мусорные пакеты, разрезая их так, чтобы получались длинные полосы. Пакеты накануне нужно будет купить в супермаркете.

Перед упаковкой, в аэропорту, исследуйте прилегающую территорию, скорей всего сможете найти картонные ящики от местных дьюти-фри.

Все что невозможно надежно защитить от повреждения без коробки, необходимо снять, например, тормозной диск и калипер заднего тормоза (который прячется в колесо, как задний переключатель).

Велосумки можно привязать ремнями снизу к раме в районе каретки. Некоторые участки велосипеда можно дополнительно обмотать одеждой, проложить карематом, а сверху упаковывать полиэтиленом и скотчем.

Упакуйте получившийся сверток в обычный мягкий велочехол с молнией и сконструируйте из скотча ручки для грузчиков.

В жаркой стране можно устраивать шоу прямо в зале ожидания, никто из персонала не будет возражать, но будьте готовы к вниманию зевак.

Планируйте время, подготовленному и опытному человеку необходимо час-полтора для упаковки в домашних условиях, в первые разы может потребоваться в два раза больше времени. В аэропорту – минимум пару часов на упаковку одного велосипеда одним человеком.



Обновлен 01 авг 2017. Создан 31 июл 2017