Сравнение: Подседельная велосумка против Велобаула

Отличия в концепциях легкоходного и традиционного велотуризма.



Подседельная велосумка fast-n-light
Кратко, подседельная сумка fast-n-light – это вместительный компрессионный мешок сложной формы с пластиковой вставкой-крылом для защиты содержимого от влаги и специальной системой мягкой подвески.
Форма сохраняется за счет плотной упаковки вещей внутри. Объем (max. 17 л) достаточен для перевозки большого списка снаряжения велотуриста в полуавтономных походах, а в коротких 1-3-дневных покатушках в велосумку можно упаковать весь груз.
Полное описание велосумки, преимущества мягкой подвески, характеристики и применение можно изучить на оф.сайте fast-n-light.io.ua

Почему же подседельная велосумка, вместо велобаула с багажником?

У велосумки fast-n-light много преимуществ:

  1. Подседельная велосумка имеет самый низкий вес в сравнении с другими вариантами перевозки груза.
    Общий вес связки "стационарный багажник + велобаул" – 2300 г

    вес стационарного багажника хорошего уровня, типа Giant – 900 г
    вес маленького велобаула 45л – 1400 г

    Общий вес связки "консольный багажник + некоторая сумка" – 950...1900 г

    вес консольного багажника Topeak, без боковых рамок под штаны – 680 г
    вес сумки для багажника – компрессионный мешок из оксфорда 250 г, сумка Terra Incognita 20 л (с "ушами") 1200 г

    Вес подседельной велосумки fast-n-light – 420...430 г
    Цифры показывают двух-четырехкратное преимущество легкоходного варианта. То есть, путешествуя с велосумкой, вы перевозите гораздо больше чистого веса вашего снаряжения.
  2. Вариант перевозки тур.снаряжения подседельной велосумкой подходит для любых велосипедов и это самый оптимальный вариант для велосипедов с задним амортизатором.
    На двухподвесах можно использовать консольный багажник с каким-то минибаулом, компрессионным мешком от спальника или другой цилиндрической сумкой.
    Но при этом, груз на консоли расположен гораздо дальше от центра тяжести системы человек-велосипед (центр тяжести системы располагается примерно в районе переднего края седла). Жесткая сцепка багажника с велосипедом и груз на багажнике создают сильную инерцию при маневрировании и нагружают сварной шов верхней и подседельной труб, см. описание подседельной велосумки. Проигрыш в общем весе в 2-4 раза описан выше.
  3. Подседельная велосумка fast-n-light
  4. Отдельного внимания заслуживает сравнение распределения груза на велосипеде в классическом варианте, где вес сосредоточен на багажнике и заднем колесе, с легкоходным вариантом, где вес распределен по раме и нескольким сумкам, подседельной, внутрирамной и подрульной.
    Во-первых, у велосипеда, с распределенным по раме грузом, узлы (колеса, подшипники подвески, сварные швы рамы) изнашиваются равномерно, нет опасности сломать стойку багажника, и тем более, оставить в резьбе рамы часть срезанного винта крепления багажника. А во-вторых, равномерно нагруженным великом управлять удобнее, чем со смещенным на заднее колесо центром тяжести. Бытует мнение, что при загрузке велика необходимо добиться максимально заниженного центра тяжести и это справедливо для прямолинейного движения по гладкой дороге. Однако, как только вы съезжаете с асфальта, начинаете активно крутить руль и загружать велик, перенося свой центр тяжести вперед-назад, вправо-влево, сразу обнаруживается, чем ближе центр тяжести велосипеда (или связки велосипед+груз) к вашему собственному центру тяжести, тем легче и удобнее крутить, и велосумка под седлом – самое выгодное расположение груза.
    В качестве примера, посмотрите участки видео 1:05...1:20 и 3:45...4:50, где видно, как ведет себя подседельная велосумка при интенсивном вкручивании в разных условиях.
  5. Аэродинамика, компактность, удобство переноски. Иногда бывает хочется заняться дендробайкингом, велоальпинизмом, сайклосплавом или просто прогуляться с великом по свежемытой глине пару километров и компактная велосумка, которую к тому же можно повесить за спину как рюкзак, составит вам более дружескую компанию, чем куб-велобаул.
  6. Подседельная велосумка fast-n-light с объемом 17 литров может вместить в себя практически все необходимые велотуристу вещи в полуавтономном многодневном путешествии.
    Пример загрузки велосумки в покатушке Transalp (июнь 2012, Германия-Австрия-Швейцария-Италия, 8 дней / 450 км / 14500 м, асфальт / грунт – 55% / 45%):

    В подседельной велосумке: 2x-палатка Trimm Himlite DSL (1650г), комплект термобелья (210г), полтора комплекта запасной велоодежды (две джерси+трусы, 300+190г), комплект цив.одежды (шорты+майка, 400г), комплект мембранной одежды (куртка+штаны, 310+220г), носки белье плавки (~200г), велочехол (480г), тапки (140г), умывальные принадлежности (~300г), запасные аккумуляторы АА и 18650 (280г) + з/устройства для зеркалки, телефона (240г), два титановых котелка (0.9+1.3л, 250г), продукты на 2-3 приема (500-2000г), мелочи (200-300г), коврик сверху под резинкой (320г). Итоговый вес: 6.5-7.5кг, объем – 85-95% велосумки.

    Во внутрирамной сумке: инструмент, насос, запасная камера, смазка, велозамок, расходник (латки, винты-гайки, контакты, звенья цепи, спицы, колодки и т.п.)

    В заплечном рюкзаке: спальный мешок (пух, 680г), комплект ветровки (куртка+штаны), посуда, утеплители перчатки+наколенники+бафф, джерси с рукавом, аптечка, документы, деньги, карты, фонари+комплект аккумов, нутренд, зеркалка (1700г), гидропак (2000г), разные мелочи, чехлы для рюкзака и велосумки, немного широкого скотча, немного перекуса.

    Подседельная велосумка fast-n-light

    Все шесть участников покатушки ездили с подседельными велосумками и заплечными рюкзаками. Горелка с топливом, легкая запасная покрышка, мелкий инструмент, часть продуктов, аптечка были распределены между другими участниками группы.

    Это типичная загрузка и распределение вещей для полуавтономной покатушки на 10-20 дней, в теплое время года, с автономными ночевками у воды, выездами к магазинам для пополнения провизии раз в два дня. Подавляющее большинство путешествий по Европе, ближней Азии, странам СНГ, части Африки, Индии, Китая можно проехать в таком формате, с похожим набором вещей. В Украине, где максимальное расстояние между магазинами и населенными пунктами не превышает 50 км, совершенно не нужны тяжелые багажники и громоздкие, полупустые баулы.

    Вообще, с полным комплектом велосумок подседельная+подрульная+внутрирамная+небольшой рюк легко добиться недельной! степени автономности в походе в теплое время и при условии наличия воды хотя бы два раза в день. Проблема только найти в радиусе ближайших пару тысяч км такую автономность – в Европе реально сложно построить маршрут, в котором бы встречалась цивилизация реже трех часов, в Турции.. ну можно напрячься и в некоторых редких местах довести показатель до суток. Сибирь, Средняя Азия, обе Америки, Австралия – да, просторы... так самое интересное в том, что концепция велосумок fast-n-light распространилась из Америки и Канады.

  7. Более тщательное планирование путешествия, как ни странно, является преимуществом легкоходного туризма перед традиционным баульным.
    Необходимо критически пересмотреть объем, вес и количество вашего туристического снаряжения, вспомнить о вещах, так и не понадобившихся вам в прошлых поездках, другим вещам подобрать более легкую, компактную замену, тщательней спланировать путешествие в отношении удобных ночевок, источников воды, продуктовых магазинов и постараться не возить с собой запас еды на несколько недель без необходимости. В результате вам понравится идея легкоходного туризма.

Недостатки концепции fast-n-light велотуризма сложно обнаружить, но давайте попробуем:

  1. Более тщательная упаковка вещей, чем просто побросать их в штаны баула.
    Да, для полноценного использования велосумок fast-n-light необходимо освоить несложные правила упаковки велосумок, пару раз потренироваться в укладке вещей перед путешествием. Но это не труднее, чем первые покатушки на новом велике из магазина. Те вещи, которые должны быть под рукой стоит держать в рюкзаке, а палатку, котелки-горелки, еду и остальные вещи, использующиеся на стоянке, укладывать в велосумку, и можно в течение дня её не трогать. Если нужны большие объемы, используйте полный комплект велосумок – это добавит несколько дней автономности или несколько килограммов теплых вещей.
  2. Ограниченная автономность, в частности при сложных многодневных высокогорных переездах в условиях низких температур, со скудными возможностями пополнения воды, редкими случаями пополнения провизии, необходимостью везти количество теплых вещей и спальных мешков. В экстремальных путешествиях требуются специальная проработка как маршрута, так и снаряжения с учетом погоды, географии, состава группы и большого количества других нюансов.
Подседельная велосумка fast-n-light

Я действительно больше не могу найти критические недостатки в формате велотуризма fast-n-light.

Зато в таком легкоходном формате у вас больше сил проехать по дремучим местам, найти затерянные острова и получить новые впечатления от окружающих красот.

Путешествуйте fast-n-light! :)







Создан 02 янв 2015