Отчет о покатушке "Пиренейская la caminata"

Pyrenees между Испанией и Францией, 12 дней, 700 км, 18000 м набора высоты



TABLA DE CONTENIDO


Участники, район, маршрут и план покатушки

1-5.08.2013, завязка сюжета
день первый, Inicio de la caminata, Girona
день второй, асфальт, Испания-Франция-Андорра
день третий, Андорра-Испания, первые испанские грунты
день четвертый, долина Valle de la Noguera Pallaresa
день пятый, во Францию через Col Du Portillon и Col de Peyresourde

6-9.08.2013, развитие
день шестой, грунтовый Hourquette de Heas
день седьмой, цирк Gavarnie и спуск с Puerto de Bujaruelo
день восьмой, дневка в Parque nacional de Ordesa y Monte Perdido
день девятый, Ordesa – вид сверху и каньон Rio Bellos внутри

10-12.08.2013, драматическая кульминация
день десятый, фрагмент маршрута "Transpirenaica" – массивы Sierra Ferrera и Turbon
день 11-ый, съезд с Пиренеев
день 12-ый, каньон Congost de Mont-Rebei, массив Montsec d'Ares, докатка в Sant Llorenc de Montgai

13-15.08.2013, развязка
день тринадцать, выход с маршрута в Лериде, трансфер в Барселону
четырнадцатый, дневка в Жироне
последний, La final de la caminata

Титры, таблицы, графики и прочая справочная информация


Участники:
Юра Geronimo – главный специалист покатушки по организации проживания и экскурсионной программе в Барселоне
Наталья, жена Юры
Арина – главный лингвист покатушки
Андрей sotovy – планирование маршрута и навигация, экскурсионная горная программа

по-моему, есть всего пара фото, где изображена полная группа:

Район отдыха:
Пиренеи вдоль основного водораздельного хребта, граница Испании, Франции и Андорры.
Основными целями похода были природные достопримечательности: Valle de la Noguera Pallaresa (sp), Parc National des Pyrenees (fr), Cirque de Gavarnie (fr), Parque nacional de Ordesa y Monte Perdido (sp), Valle de Vio и каньон Rio Bellos (sp), Congost de Mont-Rebei (sp) и просто природа региона Пиренеев. Рукотворным достопримечательностям, как обычно, внимание уделялось по остаточному принципу. Еще одной целью похода была проба местных сыпучих гор на зуб протектора и, в связи с этим, маршрут выбирался максимально-возможно грунтовым, иногда даже получалось в ущерб катанию на велике. А еще, как обычно, хотелось очень много солнца..

Маршрут и план покатушки:
Старт и финиш похода находился в 15 км от Жироны, в аэропорту «Aeropuerto de Girona», горная часть похода начиналась в Ла Тор де Куерол (Latour-de-Carol / Enveitg) и заканчивалась в Лерида (Lleida), трансфер из/в цивилизацию осуществлялся электричками "Rodalies de Catalunya".
Маршрут был условно разделен в крайней западной точке, Национальный парк Ордеса и Монте Пердидо, днёвкой на две половины. Из Ордесы мы начали возвращаться в сторону Жироны.

Схема маршрута Пиренеи-2014

К сожалению, в англоязычных базах данных и форумах, информации о грунтовых треках в Пиренееях мало, и в русскоязычном интернете отчеты о грунтах между Испанией и Францией можно пересчитать на пальцах одной руки с двухкратным запасом. Есть лишь относительно короткие локальные треки по большей части на французской стороне и длинный маршрут "Transpirenaica" (пару дней которого мы использовали).
Вначале картина выглядела странной, но после краткого виртуального осмотра местности, стало понятно, что горы хоть и в среднем ниже Альп, но очень «густые и острые» и заносы великов неизбежны. Вопрос стоял только в том, сколько раз и как высоко? В сознании теплилась надежда, затащить придётся максимум пару раз вверх, а вниз же нужно съезжать...
Грунтовых перевалов через основной хребет почти нет, в районе нашего планируемого маршрута нашлись всего пара-тройка. Из них – один не по пути, еще один – заезжается только со стороны Франции. Асфальтовых перевалов примерно такое же количество, остальные – тоннели. Грунтовки, обозначенные на картах, как пригодные для авто-мото-вело, почти везде уводят в тупики из которых, в лучшем случае, выходят пешеходные тропы. Попытки проложить по этим тропам веломаршрут (как, например, часто можно придумать в Карпатах или даже местами в Альпах) проваливались после просмотра снимков этих троп в Панарамио, поэтому приходилось искать асфальтные компромиссы и ориентировочное отношение асфальт/грунт сначала выросло до 50%/50%, а после окончательных модификаций маршрута, асфальта оказалось даже немного больше.

Относительно покрытия в горах мы иллюзий не строили, понятно, что будет много сыпухи разной фракции с конскую голову, что подтверждали снимки Панорамио, а на гуглокартах было страшно смотреть на рельеф.
В итоге, на треке появились три пешеходных участка:
- 6 августа перевал Hourquette de Heas;
- на следующий день, 7 августа местами пеший спуск с перевала Puerto de Bujaruelo;
- 12.08 выход из каньона Конгост де Монт-Ребей
ну и как получится в остальных местах. А как получилось, будет описано ниже.

Ночевки в горной части планировались в кемпингах, перед Монт-Ребей – в поле, в цивилизации – четыре ночевки в отелях.

Трек, как часто это случается, рисовался в жестоком цейтноте и, как обычно это происходит, перерисовывался несколько раз, в том числе за сутки до самолета – финальный горный участок после Монт-Ребеи.

Итогом полуночных бдений явился следующий план покатушки:
1.08.2013 Вечерний прилет, переезд в Жирону и цив.ночевка
2.08.2013 Первый ходовой день. Трансфер электричками Жирона-Барселона-Пучсерда (Puigcerda) с пересадкой в Барселоне. Асфальт с границы Испания-Франция в Андорру, короткий кусочек грунтов над Pas de la Casa
3.08.2013 первые заметные Испанские грунты
4.08.2013 долина Valle de la Noguera Pallaresa и через небольшой перевал долина Valle de Varrados
5.08.2013 снова Франция, скучный асфальтовый день с парой перевалов Col Du Portillon и Col de Peyresourde – вынужденная жертва, чтобы попасть вменяемым путем в Цирк Гаварни (Cirque de Gavarnie) и одновременно избежать набора под 3.5 км в сторону Бенаски (Benasque) на следующий день.
6.08.2013 были запланированы две версии маршрута, одна унылая, изобиловавшая асфальтом к Гедре (Gedre) и Гаварни (Gavarnie), вторая веселая грунтовая, но с неизбежным заносом великов по парку Parc National Des Pyrenees Occidentales через перевал Hourquette de Heas и частичным съездом в цивилизацию
7.08.2013 фотосессия цирка, асфальтный заезд на перевал Буджаруэлло (Puerto de Bujaruelo), снова Испания, грунтовый спуск, местами пешком, в долину реки Ара (Rio Ara), это должна была быть крайняя западная точка маршрута.
8.08.2013 дневка, но на самом деле просто катание налегке грунтами по долине Ордеса
9.08.2013 начало пути назад, заезд на плато над Ордесой, съезд в каньон Рио Беллос (Rio Bellos), вторая ночевка в отеле.
10.08.2013 довольно длинный день с хорошим набором и почти без асфальта вдоль Sierra Ferrera и мимо Turbon с севера
11.08.2013 плавный спуск с Pre-Pyrenees в сторону каньона Конгост де Монт-Ребей (Congost de Mont-Rebei)
12.08.2013 каньон Конгост де Монт-Ребей, попытка вынести из него велики в сторону Lo Coscoll (массив Montsec d'Ares), траверс вдоль массива Montsec d'Ares и попытка с него сползти куда-то в цивилизацию, в район жд станции Baixador D'Ager и на закатку, в качестве бонуса, тридцатка асфальта в Sant Llorenc de Montgai, это должен был стать уже окончательный выезд из гор.
13.08.2013 короткая дорога в Лериду (Lleida), жд-подъезд в Барселону, небольшая экскурсия по основным достопримечательностям и жд-подъезд в Granollers, где забронирована третья цив.ночевка в отеле.
14.08.2013 ничего специального не планировалось, набег на магазины и какие-то радиалки/достопримечательности/экскурсии/пляж, или дрейф в сторону Жироны и аэропорта
15.08.2013 переезд в аэропорт, слив оставшихся местных денег, упаковка и возвращение на малую родину..

Участки маршрута 5-7.08 и 12.08 редактировались несколько раз и финальные правки я вносил вечером и утром накануне самолета, как оказалось, очень правильно сделал.

Что же получилось в реальности?..


День 1 (1.08.2013), Inicio de la caminata, Girona
Утром, от безделья и в ожидании такси, я еще уточняю по спутниковым снимкам и дорисовываю некоторые фрагменты трека 12-го дня. Рейс WizzAir после обеда, вещи и велики упакованы еще несколько дней назад, что совершенно нетипично.
Прилет, распаковка-сборка великов, трансфер в Жирону – все стандартно и без неожиданностей. Велики долетели целыми, багаж на месте и дома ничего не забыто.
Испанские топо-карты слегка не в курсе о новых шоссе и развязках, но полицейские у аэропорта владеют английским.
Жирона вечером показалась симпатичным городком, отель "Livingirona" расположен над Montjuïc Castle, и перед сном мы еще немного четырнадцатипроцентно поапхилили. Отель представляет собой апартаменты с кухней на 4+2 спальных мест. Юра, как обычно, отлично забронировал все места ночевок, кое-где с запасом и везде по маршруту на всякий случай мы отметили все доступные кемпинги и некоторые из них пригодились.


Команда fast-n-light – Specialized на жд-вокзале в Барселоне

Итоги дня:
• дистанция по треку: 17 км
• набор высоты: 230 м
• градиент набора высоты средний/максимальный: 4,0 / 14,4 %
• отношение асфальт/грунт: 100 / 0 %
• скорость средняя/максимальная: 19,0 / 41,7 км/ч
• время в движении: 0:52 ч:мм


День 2 (2.08.2013), Испания-Франция-Андорра, выход на маршрут


Апхил на перевал Port D'Envalira, вид на Pas de la Casa, Андорра и Французские вершины Pic de L Esquella, Pic de Font Negre, напротив
Ранний подъем, переезд электричкой в Барселону, время до следующей электрички – полчаса, теоретически этого должно было хватить на покупку билетов и ориентирование на вокзале Barcelona Sants (к сожалению в Жироне нам не смогли продать билеты из Барселоны в Пучсерду), но комьютеры (электрички) в Испании такие шустрые и поначалу непонятные, что мы опоздали впрыгнуть в вагон буквально на 15 секунд и вынуждены были болтаться по Барселоне лишние 2 часа.
На офсайте интересная, кстати, схема каталонских электричек, жаль нельзя скачать без танцев с бубном.

Около 16:00 высадились на конечной электрички, во Франции в Latour-de-Carol, проехав лишнюю остановку и сэкономив минут 20 ходового времени (запланированная дома Puigcerda – предпоследняя станция, находится еще на территории Испании, см.линию электричек R3). И покрутили по маршруту в Андорру 66 км через пару перевальчиков, сильно выбиваясь из графика. На старте группа сразу разделилась на две и соединилась через 30км в Pas de la Casa на границе с Андоррой (в следующие дни, как правило, так и происходило).


Особенных достопримечательностей в этот день не случилось. Название государства происходит от баскского andurrial — «пустошь». Выглядит эта пустошь вполне убедительно – растительности почти нет, вокруг просто очень красивые горы, много камня, виды с перевалов.. Узкая, оживленная дорога почти без обочин, вежливые и терпеливые водители, готовые полчаса тащиться в апхил за велосипедистом со скоростью 12-15км/ч, пока не появится окно во встречке, приходилось им махать рукой, чтобы не собирать за собой длинные очереди. Велосипедистов вроде не встречали. Грунты перед Андоррой решили пропустить из-за временного лимита. Andorra la Vella, столица Андорры – муравейник забитый транспортом и людьми, а само мини-государство налоговый рай, где тарятся алкоголем, топливом и прочими товарами близживущие французы и испанцы.

Вечером ночевка в кемпинге «Camping Valira» и сильный ливень.


Итоги дня:

GPSies - Pyrenees-2013-08-02, Day 2, real
• дистанция по треку: 66 км (+11,2 км трансфера)
• набор высоты: 1440 м
• градиент набора высоты средний/максимальный: 4,4 / 15,5 %
• отношение асфальт/грунт: 100 / 0 %
• скорость средняя/максимальная, 17,0 / 63,7 км/ч
• время в движении: 3:50 ч:мм


День 3 (3.08.2013), Андорра-Испания, первые испанские грунты


Спуск в сторону Tirvia и Llavorsi с перевала Coll de Conflent
Утром снова короткий ливень. Выезд из Andorra la Vella, затем из Андорры в Испанию, где опять льёт что-то с неба. Вообще ливни очень быстро начинаются и прекращаются – светит солнце, через две минуты кто-то выливает восемь ведер на голову, еще через три минуты снова светит солнце.. Сколько таких дождиков было в этот день – сбились со счета.



Через 13 км второстепенного асфальта – первая Пиренейская грунтовка длиной 17 км, которая оказалась пока вполне вменяемой. Этот фрагмент трека сильно напоминал прошлогоднюю весеннюю Турцию природой, дорогой и видами. Местами много матрасили, фотографировали, валялись на травке, обедали и делали разное другое. В Андорре встретили пару групп шоссеров, в Испании на грунтах еще одного соло-велосипедиста. По треку переехали через два несложных грунтовых перевала, после выхода на асфальт пришлось прилично, около 18 км валить по основной дороге, как только возникала возможность, съезжали снова в поля на пару-десять километров.
Ночевка в кемпинге "Camping La Presalla".. вроде бы.. ну санузел похож, это точно.. :)


Итоги дня:

GPSies - Pyrenees-2013-08-03, Day 3, real
• дистанция по треку: 73 км
• набор высоты: 1810 м
• градиент набора высоты средний/максимальный: 5,2 / 14,4 %
• отношение асфальт/грунт: 62 / 38 %
• скорость средняя/максимальная: 12,7 / 45,7 км/ч
• время в движении: 5:40 ч:мм


День 4 (4.08.2013), долина Valle de la Noguera Pallaresa


Вдоль реки La Noguera Pallaresa, начало грунтов за деревней Alos d'Isil
Довольно поздний выезд в 10:50, полчаса втыкания в соседнем городке Esterri D'Aneu и наконец мы на маршруте (группа Жеронимо выехала на 15 мин раньше и уже где-то впереди).
Первые 10..12 км - узкая асфальтовая дорожка между деревнями без трафика, сначала ехалось не_очень, пришлось частично разгрузить рюкзак в велосумку fast-n-light – подвеска у нового 25-литрового Deuter Trans Alpine по странной причине хуже, чем у предыдущих моделей. Через 18 км от старта в начале грунтов во второй раз догнали группу Жеронимо, подкрались сзади и на чистом испанском напугали "Holla, amigos!"


Дорога по долине Valle de la Noguera Pallaresa очень живописна, и на этот раз напоминает Турцию где-то в районе каньона Гёксу в горах Западного Тавра, но последние 5 км восемнадцатикилометрового грунтового участка по долине – какой-то караул от количества авто на километр пути. Причем дорога сухая и к выхлопам добавляется хорошее облако пыли, слава богу сильный ветер быстро сносил все в сторону. Оказывается сегодня воскресенье, местность популярна, впереди горнолыжная станция Baqueira Beret и сюда поднимается асфальт с основной трассы, из Vielha, например. В общем надоело настолько, что с большим удовольствием оттуда быстро убрались. На самом же деле, почитав результаты гугла по запросу "montgarri", теперь я понимаю, что неприятности этого участка можно было бы существенно уменьшить или разнообразить, если в районе одноименной таблички поехать по параллельному треку согласно карте выше.

Далее фановая грунтовая срезка основного асфальтного серпантина ведущего в Salardu, и внезапно, потеря ориентации, сброс лишних 300 метров высоты за 2 километра и запланированный второй перевал вдоль реки Arriu de Moredo и со спуском по долине Valle de Varrados принесен в жертву (это, пожалуй, вышла единственная срезка на Пиренейском маршруте).
Обед, докатка до кемпинга "Camping Verneda" по асфальту, последние 4 км объехали грунтами. Кемпинг, кстати, хоть и небольшой, но хорошо оборудованный и высокого уровня и благодаря сэкономленному пути, постирали и высушили вещи и палатки.


Итоги дня:

GPSies - Pyrenees-2013-08-04, Day 4, real
• дистанция по треку: 66 км
• набор высоты: 1190 м
• градиент набора высоты средний/максимальный: 3,5 / 9,3 %
• отношение асфальт/грунт: 61 / 39 %
• скорость средняя/максимальная: 15,2 / 57,2 км/ч
• время в движении: 4:20 ч:мм


День 5 (5.08.2013), асфальт во Францию через Col Du Portillon и Col de Peyresourde


Панорама подъезда к перевалу Col de Peyresourde со стороны Bagneres-de-Luchon

День вынужденного асфальта.

В этой покатушке хотелось посетить два природных объекта, Cirque de Gavarnie и Valle de Ordesa, расположенных совсем рядом, но в разных странах, по разные стороны от основного хребта горной системы Пиренеев. Причем более-менее вменяемый заезд есть со стороны Гаварни в Ордесу и все гораздо сложней в обратную сторону. Планируя маршрут, я этот участок перерисовывал раз шесть. Были варианты посещения только одной из достопримечательностей и, в случае с Гаварни, даже с возвращением в Жирону по территории Франции, рассматривался вариант заезда во Францию через автомобильный тоннель Tunel de Bielsa, прикидывал радиалку из Ордесы на перевал Puerto de Bujaruelo с великами и без, чтобы просто поглядеть на цирк сверху с перевала. В итоге все решил случай. Проверяя за пару дней до старта итоговый маршрут, я обнаружил, что на пятый день, нам внезапно предстоит проехать 80 километров с дневным набором 3,5..3,7 км. Этот кусок трека я взял из маршрута гонки «Pyrenaen X» (Tag 09 Hospital de Benasque - Esterri d'Aneu), реверсировал его и слегка подправил в нужном направлении, но почему-то руки дошли проверить результат только сейчас. Три с половиной километра высоты по грунтам, скорей всего местами пешком (а сейчас я понимаю, что пешком там очень много), показались лишними и загнанный в угол мозг выдал два довольно приличных решения – оба объекта наши, надо только подъехать денек по Франции 75км асфальтом и на второй день или еще 70 также скучно, или немного пройтись с великами на горбу, а вниз же можно съехать!

Поэтому 5 августа мы, на 120-150мм подвесах, утюжили 74 километра асфальта и два перевала. Утром, как обычно стартовали позже Жеронимо, закупили перекус в ближайшем поселке Bossost. Первый перевал Col Du Portillon, по совместительству граница Испании с Францией, был взят в стремительном темпе. Наверху, судя по одинаковым фото шоссейного тандема, почти догнали Жеронимо, разминувшись на минуту-две. Еще более стремительный спуск в Bagneres-de-Luchon, получасовый моцион с мороженым и круасанами и старт во второй перевал Col de Peyresourde, являющийся одним из этапов Tour de France с 1947 г.
По пути видели много велосипедистов в локальной покатушке, даже темнокожих, несколько раз пересекались с попутной группой с баулами и непонятным языком, а на подступах к вершине – много шоссеров, пару даже пришлось подгонять :P

На спуске встретились с Жеронимо и скорректировали завтрашний маршрут – выбрана веселая грунтовая версия с заносом великов по камням. Поэтому в Arreau свернули с маршрута в сторону Испанской границы, выбрали кемпинг "Camping d'Autun", успели купить еду в супермаркете Carrefour (которые, кстати, закрываются безжалостно рано, в 20:00) и ужин в ближайшем городке Saint-Lary-Soulan.


Итоги дня:

GPSies - Pyrenees-2013-08-05, Day 5, real
• дистанция по треку: 74 км
• набор высоты: 1660 м
• градиент набора высоты средний/максимальный: 5,0 / 10,6 %
• отношение асфальт/грунт: 100 / 0 %
• скорость средняя/максимальная: 15,7 / 60,6 км/ч
• время в движении: 4:50 ч:мм


День 6 (6.08.2013), грунтовый перевал Hourquette de Heas


Перевал Hourquette de Heas. Мы пришли справа и, как обычно, уходим налево
Выезжаем в сторону границы с Испанией. Асфальт, впереди Tunel de Aragnouet – один из немногих тоннелей в этой части Пиренеев через основной хребет (при прокладке маршрута рассматривался вариант проезда через этот тоннель из Испании во Францию, но нашлось лучшее решение). Недоезжая 7 км до тоннеля сворачиваем в сторону горнолыжного курорта Piau Engaly и атакуем серпантин с 15%-ным уклоном. За лыжной базой начинаются грунты, почти сразу слезаем с великов и идем в перевал Hourquette de Heas пешком.


Легкий перекус на Piau Engaly перед началом штурма перевала

В начале тропы несколько предупреждающих табличек с перечеркнутыми автомобилями, инвалидными колясками, велосипедистами, роликами, собаками, мороженным, и прочими видами альтернативной активности – только пешком в ботинках! Несколько туристов, попавшихся дальше на треке, интересовались, видели ли мы предупреждения, и кем чувствуем себя после этого, а экскурсанты снизу на плановой тропе оживленно жестикулировали, пока не слились с рельефом. Покрытие – сыпуха разной фракции, местами высохшие и не очень ручьи и русла камнепадов с кирпичами размером от футбольного мяча до крупной коровы. Ближе к перевалу градиент увеличивается от 15 до 25%, под скалами встречаются снежники, в самом конце тропы у перевала велики приходится обносить вдвоем, держась за скалы всеми способами. За полчаса до нашего прохождения Жеронимо последовательно уронил тут велосумку, укатившуюся в пропасть метров на пятьдесят вниз и велосипед, который застрял чуть повыше.


Панорама с седла Hourquette de Heas

Перевал имеет профиль острого гребня шириной пару метров (это, кстати, довольно обычная форма хребтов Пиренеев). Сразу за перевалом стремительный каменистый серпантин с намеком на возможность ехать через полтора километра. Ехать действительно фрагментами можно, метров по двести, преодолевая ступени, нагромождения валунов, но недолго, тропа начинает траверсировать левый склон ущелья с частыми каменными секциями, а затем уходит резко вниз по валунам, становясь плохопроходимой с велосипедами и такой спуск, временами под дождем, длится 2 часа и 4,5 км до самого выхода на дорогу. В общем, надежда на прокатиться с перевала растаяла.



На фото художественно изображены грунты на спуске с перевала для оправдания пешеходного спуска

На асфальт велики выносим уже в сумерках. Вниз дорога уходит к деревне Gedre с кемпингом "Le Mousca", вверх, в сторону Испании – в еще один красивый цирк Circo de Troumouse, куда, при наличии времени, обязательно стоит заехать.
В Gedre нас снова настигает дождь и, с трудом дозвонившись до Жеронимо, выясняем, что при многократном перепланировании этого участка маршрута, мы заменили в том числе и кемпинг, и группа Жеронимо живет в соседней деревне Gavarnie, в кемпинге "La Bergerie", рядом с одноименным цирком в десяти километрах. Крутить ночью вверх под дождем желания нет, остаемся в Gedre, цирк запланирован назавтра.


Итоги дня:

GPSies - Pyrenees-2013-08-06, Day 6, real
• дистанция по треку: 48 км
• набор высоты: 1950 м
• градиент набора высоты средний/максимальный: 7,2 / 41,5 %
• отношение асфальт/грунт: 69 / 31 %
• скорость средняя/максимальная: 7,3 / 49,9 км/ч
• время в движении: 6:10 ч:мм


День 7 (7.08.2013), цирк Gavarnie и спуск с перевала Puerto de Bujaruelo


Панорама цирка Gavarnie
Сегодня, наконец, одна из главных целей покатушки – Cirque de Gavarnie, и еще один асфальтно-грунтовый перевал в Испанию.
Утром во время сборов очередной короткий ливень. Из кемпинга заезжаем в булочную и завтракаем йогуртами, круассанами и фруктами – мы ж во Франции. 10 км до деревни Gavarnie по пологому апхилу. В деревне все, кого спрашиваем, говорят, что в цирк с велами нельзя – нац.парк, потому оставляем их под охрану в ресторане и идем смотреть пешком. Экскурсантов – как на Крещатике в летнее воскресенье, все в правильной обуви и с палками, мы в велотрусах и высекаем искры контактами. Очень хочется трекинга по окрестностям и верхним террасам цирка в удобных для этого кроссовках, подальше от людей, но мы ж велосипедисты да и график у нас..


La Grande Cascade

Вернувшись из цирка атакуем асфальтовый апхил в перевал Puerto de Bujaruelo. Довольно холодно и ветренно, овцы прячутся в клубки шерсти под скалами. На последних шпильках нас добирают шоссеры, тоже синенькие.
С перевала еще одна обзорная площадка цирка Гаварни с западной стороны, вернее, окаймляющий его скальный амфитеатр. Можно было бы сбегать пешком и заглянуть внутрь с пары точек (как, в общем, и планировалось факультативно), но уже нет лишних двух-трех часов времени. На перевале традиционный велик перечеркнутый, надо полагать, кровью (?). Начинаются грунты, и хоть я немного и прокатился вниз, но снова почти нет вариантов съезда верхом в седле – под колесами злющая крупная щебенка, каменные секции, крутой траверс и на последней трети трека резкий спуск в лесу по валунам до самого выхода на дорогу.
При планировании этого участка маршрута я рассматривал вариант радиального забега с великами в этот перевал для посещения Гаварни и возвращения обратно на базу в Ордесу, такая себе легкая днёвка.. Слава Богу, маршрут проложил другим способом, подъем в Буджаруелло с великами в велотуфлях запомнился бы недолгим и нецензурным.



Дорога вдоль реки Ara, до развилки в каньон Ордеса, к моему удивлению оказалась грунтовая. В обратном направлении, снова к границе с Францией могло бы получится интересное продолжение маршрута по направлению к Banos de Panticosa и дальше к Sallent de Gallego (см.пункт 6 на карте в начале отчета) , но Ордеса – это крайняя точка в нашем путешествии вдоль Пиренеев и отсюда надо будет плавно поворачивать в сторону аэропорта.
Проезжая мимо поворота в каньон, на перекрестке засекли будку со шлагбаумом и охраной, были отогнаны предупредительными выстрелами на Каталонском, Испанском и Французском и заподозрили неладное. Кемпинг "Valle de Bujaruelo", ужин, дождь.


Итоги дня:

GPSies - Pyrenees-2013-08-07, Day 7, real
• дистанция по треку: 45 км
• набор высоты: 1575 м
• градиент набора высоты средний/максимальный: 6,0 / 14,5 %
• отношение асфальт/грунт: 48 / 52 %
• скорость средняя/максимальная: 7,1 / 43,4 км/ч
• время в движении: 6:00 ч:мм


День 8 (8.08.2013), дневка в Parque nacional de Ordesa y Monte Perdido


Цирк de Soaso в конце каньона Ordesa
В этот день у нас запланирована днёвка.. Лежать кверху пузом - невыносимое испытание, мы смогли всего лишь полдня, после обеда решили упростить задачу, устроив локальную покатушку налегке по каньону Ордеса одноименного нац.парка.

На каньон накладываются те же ограничения на велодвижение и выгул собак, что и на национальный парк цирк Гаварни, то есть нельзя, но если очень надо, то можно попробовать. Однако, быстро выяснилось, что все гораздо серьезней – на главном въезде будка с патрульными и сегодня придется гулять пешком. Есть, правда, еще один заезд в каньон со стороны Торлы грунтами, но поскольку парк патрулируется, мы решили дотаптывать велообувь по камням и щебенке.
В парк из ближайшего городка Торла каждые 15 мин бегают шаттлы по три евро с человека, поездка до верхней станции по узкому серпантину занимает 20 минут, ширина дороги не позволяет разъехаться двум автобусам и они ездят в полудуплексном режиме.




Путь по нижней тропе от автобусной стоянки до конца долины к цирку de Soaso с водопадом Cascada de la Cola de Caballo занимает 3 часа в велообуви и с частыми фотосессиями, Туристов-экскурсантов меньше чем на Гаварни, но тоже непрерывный поток. Кроме основной нижней тропы, в ущелье еще есть верхние маршруты под северными скалами Faja Racon и Faja Canarellos и южными – Faja de Pelay, маршруты в цирки Circo de Carriata, Circo de Cotatuero, и маршруты на плато с вершинами Cilindro, Monte Perdido, Soum de Ramond и прочими. В цирке de Soaso холодный ветер с ледника, цирк покидаем последними, за нами в каньоне только свистят мармоты.
Очень красивый район и окрестности, пожалуй круче Гаварни, и стоит сюда вернуться без велика и в подходящей обуви.


Итоги дня:

GPSies - Pyrenees-2013-08-08, Day 8, real
• дистанция по треку: 20 км
• набор высоты: 580 м
• градиент набора высоты средний/максимальный: 5,6 / 15,0 %
• отношение асфальт/грунт: 0 / 100 %
• скорость средняя/максимальная: 4,6 / 8,7 км/ч
• время в движении: 4:15 ч:мм


День 9 (9.08.2013), Ordesa – вид сверху и каньон Rio Bellos внутри


Спуск с плато над каньоном Ordesa на Юг в сторону Nerin и Valle de Vio
После дневного отдыха от велика мы опять в седле. Запланирован подъем на плато и объезд каньона Ордеса вдоль южного обрыва, спуск в каньон Рио Беллос и финиш в г.Escalona.
Подьем начинается из Торлы от грунтовой срезки к верхней экскурсионной автостанции в долине Ордеса (та самая срезка, по которой можно попасть в долину минуя будку сторожей порядка). Дорога – традиционная щебенка крупной фракции с градиентами 15-25%, закрыта шлагбаумом, но через полчаса подъема нас обгоняют четыре туристических микроавтобуса Мерседес-Спринтер, а еще через час – двое полицейских патрульных на мотоциклах.



Наверху вдоль ущелья несколько смотровых площадок и просто выходов для обзора долины, откуда видны все маршрутные тропы со змейками муравьев-экскурсантов, водопады, каскады реки Arazas, скальные стенки и основные вершины с ледником над ущельем. Наверху бродит немного экскурсионных туристов из автобуса и несколько велосипедных групп в разные направления.



Группа Punta Tobacor (2775м)

Группа Monte Perdido (3348м)

Не доезжая четверть пути до конца долины дорога поворачивает на юг и спускается к деревне Nerin и далее в каньон Рио Беллос. Отличный скоростной спуск по стремной щебенке. От каньона Рио Беллос ответвляется еще одно мощное и красивое ущелье Valle de Anisclo, сильно пешеходное и нам не по пути (при планировании маршрута у меня были дерзкие замыслы залезть из Ордессы к подножию Монте Пердидо и сползти в ущелье Anisclo, но велики в этом случае были бы совсем лишними).
Изрядно спустившись по Рио Беллос, как раз на «перекрестке» с Anisclo обнаруживаем что мы уже полтора километра движемся по встречке, вернее на встречке нас обнаруживает патрульный парка. Оказывается, дорога по каньону настолько узкая, что её пришлось разделить по направлениям: в каньоне дорога поднимается из Эскалоны в сторону Нерина, а спуск в обратную сторону проходит с другой стороны горного массива мимо деревни Вьо (Vio). Неясно, где в итоге красивей, но каньон завораживает и патрульный сдается на уговоры пропустить нас вниз при условии «пешком и велик катить рядом». Метров двести мы честно соблюдаем договоренность, а через пять километров второй патрульный на джипе чуть не сажает нас в кутузку с последующей депортацией из Европы. До конца непонятно, что нас спасло от обратной дороги наверх каньона и последующего объезда по правильной, может быть незнание Французского и Испанского, но оставшиеся три км честно катим велики пешком.
Ночевка в Эскалоне в "Apartamentos Cinca" по плану цивильная, уже не помню с какой целью, но возможно вспомнить как выглядит кровать.


Итоги дня:

GPSies - Pyrenees-2013-08-09, Day 9, real
• дистанция по треку: 60 км
• набор высоты: 1495 м
• градиент набора высоты средний/максимальный: 6,9 / 16,8 %
• отношение асфальт/грунт: 47 / 53 %
• скорость средняя/максимальная: 11,3 / 54,7 км/ч
• время в движении: 5:15 ч:мм


День 10 (10.08.2013), фрагмент маршрута "Transpirenaica" – массивы Sierra Ferrera и Turbon


Punta de Las Brujas
План на этот день – накрутить порядка 85 километров с набором 2,5 км по фрагменту маршрута Transpirenaica.
Утро, как обычно, начинается с апхила, первые четыре километра разогревающий асфальт, градиентом в 12%, за ним традиционная сыпуха серпантином. Через пару часов мы в седле между вершинами Pena Montanesa и Pena Solano, отсюда длинный траверс вдоль Sierra Ferrera, в небе кружат орлы, под небом пасутся коровы, навстречу крутят местные маунтинбайкеры, фрагментами лесная грунтовка превращается в синглтрек с корнями. Через пару деревень выскакиваем на дорогу с заметным трафиком, по ней придется ехать десять км, чтобы с севера объехать вершину Baciero. Заодно на трассе надеемся пополнить запас бензина для горелки.


Седло 1552м между Pena Solano (1916м) и Pena Montanesa (2278м)

Cotiella (2913м)

В обед приезжаем в деревню La Catalana, бензозаправок за 10км дороги регионального значения – ни одной и хозяин мелкой продуктовой лавки с гордым названием Spar на пальцах объясняет, что в радиусе 15 км топлива купить негде. Обедаем в придорожной кафешке переоборудованной из кинотеатра, одна из официанток знает несколько десятков английских слов, а мы уже несколько десятков испанских.
Переждав пик полуденной жары, в пять вечера стартуем вверх. Торчок отчаянный, совершенно непонятно, под какой вид транспорта проложена эта грунтовка, для эксперимента еду с пульсомером, в паре мест он ругается на 180 ударах в минуту. После покорения стартового апхила длинный траверс горы Baciero. За ним делимся на две группы – Жеронимо с женой по маршруту, мы в радиалку к подножию вершины El Turbon и в надежде глянуть оттуда на долину Valle de Bardaji.


Turbon (2480м)

Радиалка удалась, Турбон прекрасен, но обзорную точку на долину проскочили на полкилометра по причине пространственно-топографического сбоя основной памяти, зато добавили триста-четыреста метров счетчику альтиметра и восемь километров на одометр. Вернулись на трек в паре километров от схода и к сумеркам докрутили до поселка Bonansa и за ним еще пять километров спуска к кемпингу "Baliera campsite". Ужин колбасой, сыром и пепси из автомата.


Итоги дня:

GPSies - Pyrenees-2013-08-10, Day 10, real
• дистанция по треку: 89 км
• набор высоты: 2960 м
• градиент набора высоты средний/максимальный: 6,4 / 20,0 %
• отношение асфальт/грунт: 37 / 63 %
• скорость средняя/максимальная: 10,9 / 52,8 км/ч
• время в движении: 8:05 ч:мм


День 11 (11.08.2013), съезд с Пиренеев


Гидроэлектростанция Panta D'Escales на реке Noguera Ribagorcana рядом с Sopeira
В этот день мы начинаем интенсивно сбрасывать и отъезжать от основного Пиренейского хребта на юг в сторону Лериды.
Перед Леридой в планах завернуть в каньон Congost de Mont-Rebei и сегодняшний день отчасти является подходом к этому каньону. Но чтобы не скучать на асфальте, напоследок (как мне казалось) решено было взять еще пару простых горок (как мне казалось).
Утром дожигаем топливо в горелке, возвращаемся асфальтом в Bonansa и выходим по срезке на запланированные грунты. Первые плавные метры набора внезапно превращаются в жестокий занос великов на триста метров высоты с градиентом 23% по просеке непонятного предназначения, выглядевшей на гуглоснимках вполне пристойной грунтовкой. С вершины холма открывается чудесный вид на параллельную дорогу в километре от просеки, которая и заворачивает дальше на наш маршрут. Срезка удалась в общем. Дальше траверсы холмов, попытка найти мегалиты, обозначенные на карте и спуск в цивилизацию к водохранилищу и плотине с гидроэлектростанцией Panta D'Escales.




Домашняя заготовка предполагала альтернативный и слегка экстремальный спуск с плотины по каменным ступеням обнаруженным на снимках Панорамио при планировании маршрута. Но, к сожалению, выход на каменную лестницу оказался под замком и пришлось съезжать обычным способом. После спуска восемь километров вынужденного ровняка по трассе регионального значения в поисках заправки, кока-колы и кафешки. На термометре напротив заправки цифра +42С, на часах 17:00.
После обеда съезжаем с трассы на трек грунтами вдоль реки с длинным названием La Noguera Ribagorcana и быстро находим место для ночевки на поляне не только с колючками, у чистого притока D'Espills. Кемпингов в этой глуши не предусмотрено.


Итоги дня:

GPSies - Pyrenees-2013-08-11, Day 11, real
• дистанция по треку: 54 км
• набор высоты: 1225 м
• градиент набора высоты средний/максимальный: 7,3 / 26,3 %
• отношение асфальт/грунт: 50 / 50 %
• скорость средняя/максимальная: 12,6 / 56,9 км/ч
• время в движении: 4:10 ч:мм


День 12 (12.08.2013), Каньон Congost de Mont-Rebei, массив Montsec d'Ares


Северный вход в каньон Congost de Mont-Rebei
По большому счету это финальный горный день в покатушке. Завтра докатка до Лериды и трансфер электричкой в Барселону, в хаос цивилизации, а сегодня последние природные достопримечательности – каньон Congost de Mont-Rebei и горный массив Montsec d'Ares.
На каньон я случайно наткнулся в Гугл Планета при подготовке маршрута. Место красивое само по себе – узкий проход между двух горных массивов Montsec de Montgai с Востока и Montsec de Mont-Rebei с Западной стороны. Еще через каньон протекает речка, та самая La Noguera Ribagorcana из предыдущего дня, а когда на ней поставили очередную гидроэлектростанцию Central Hidroelectrica de Canelles, ниже каньона по течению километров на пятнадцать, то образовавшееся водохранилище Embalse de Canelles затопило и каньон, осталось вырезать в скалах дорожки, вбить таблички и добро пожаловать на экскурсию, ограничений для велосипедистов, кстати, нет. В принципе я чувствовал, что это какая-то подделка, но каньон достаточно логично лежал на пути в пункт эвакуации, поэтому, почему бы и нет.
Но, сразу после каньона надо было чем-то себя занять, чтобы не спускаться в Лериду раньше на сутки (а она довольно близко расположена). Поиск возможных способов экзотически провести время показал, что вариантов выезда из каньона три: назад ко входу и асфальтом через городок Alsamora, вниз по течению через кустарники пешеходными тропами в направлении Ager, вверх через кустарники же с великами на горбу под скалы Montsec de Montgai и дальше по чудесной пустынной гористой местности в направлении соседней речки La Noguera Pallaresa. Почему-то именно последний вариант мне понравился больше всего, казалось, день будет не сложный, всего один пешеходный трехкилометровый торчок..

Утром быстро докручиваем пять километров до ближайшего городишки Puente de Montanana, завтракаем, набираем немного!!!!11 воды в гидропаки и устремляемся к каньону. Основную часть каньона можно ехать в вырезанной скальной полке, кое-где приходится переносить велики через камни, в самом узком месте расстояние между скалами около 40-50 метров, по маршруту ходит немного экскурсантов, внизу плавают каноэ.




На выходе из каньона тропа превращается в пешеходную и устремляется вверх, каменные ступени, щебень, кусты стремятся отобрать велик, пригревает, жпс показывает стапятидесятиметровое отклонение карты от реальной местности. Доползаем до рифуджио Mas de Carlets, логика подсказывает, тут должна быть вода. Рифуджио в состоянии «неочень», есть следы водопровода, душа, туалета, следов воды нет, как нет и действующих источников или ручьев в округе. У нас тоже запасы на исходе, теплится надежда, что найдем что-нибудь наверху.
Наверх, к скальной стенке вершины Lo Coscoll, по камням уходит маркированная турами тропка с огого градиентом, пожалуй самый тяжелый подъем за всю покатушку, слава Богу не очень длинный, велотапки к концу путешествия потеряли половину толщины протектора и почти не держат на склоне. Наверх я выползаю полностью укатавшимся, спасает тюбик нутрендовского карбоснека и волшебная таблетка карбонекса.
Дальше грунтовка вьется под скалами, недолго выскакивает на асфальт, снова заскакивает в кусты, окончательно заканчивается вода, но начинаются спуски и вдали внизу видна гладь водохранилища на La Noguera Pallaresa. В какой-то момент пролетая по очередному витку спуска внезапно чувствую холодный поток воздуха в полуметре от правой руки. Это настолько неожиданно при сорока градусах тепла в полдень, что вытормаживаюсь и возвращаюсь к.. дыре в земле на обочине. Просто пещера, из нее отличный вентилятор десятиградусного воздушного потока. Просмотр достопримечательностей на жпс-е показывает в ближайшем радиусе еще пару таких мест, но воду не показывает. Грунтовка резко сворачивает к полуразрушенным постройкам чьих-то домов и пропадает в траве.

Надо сказать, что именно этот участок от каньона до спуска в цивилизацию я просматривал еще раз накануне выезда в аэропорт и проверял по разным источникам как подъем от каньона на плато, так и спуск с этого плато на асфальт.
По совпадениям нескольких карт с гуглоснимками я еще раз перерисовал подъем и спуск, и, в общем, был вполне уверен в маршруте, тем более, что подъемная тропа от рифуджио совпала с треком с точностью до пяти метров.


Выход из каньона Congost de Mont-Rebei наверх, к скальной стенке вершины Lo Coscoll

Мы на скальном уступе, до следующего витка грунтовки надо сбросить сто пятьдесят метров, но дороги не видно, а до ближайшего выезда из тупика надо подняться обратно метров на триста и проехать до возможной развилки километров пятнадцать. Погуляв по окрестностям, в нескольких метрах от трека находим очень невнятную тропинку, скорее звериную, но обозначенную разрушенными маленькими туриками. Тропинка вьется, да, конечно по камням и сыпухе, густо заросла колючим кустарником, спускаемся, материмся, мечтаю об украинской крапиве, через какой-то час снова можно ехать. По пути попадаются разрушенные временем сараи и сельхозпостройки, мы уже почти у цели, в полукилометре от асфальта и цивилизации, к этому моменту воды во рту нет уже три часа, в самое теплое испанское время. Еще немного сбегаем с великами подмышкой по каменным уступам на дорогу и вываливаемся к жедезнодорожной станции Baixador D'Ager. В мозгу только одно слово «пить», забегаю на жд-станцию, вваливаюсь в столовую в служебных помещениях и на чистом испанском хриплю «акву давай срочно». Испанские тетки подбирают челюсти и быстро вытаскивают из холодильника полуторалитровую бутылку, еще через мгновение половина содержимого исчезает у меня во рту. Бог его знает, что они подумали, но за вторую бутылку деньги почему-то не взяли, сказали, что подарок..
Перебираемся через реку, теперь адски хочется есть и в принципе сил в основном уже мало. Теоретически, через полкилометра есть кемпинг, но мы не смогли получить от него ответный e-mail, Жеронимо хочет ехать еще тридцатку по асфальту до ближайшего планового кемпинга рядом с Sant Llorenc de Montgai, я готов переночевать где-то тут, или хотя бы поесть, разделяемся.
Кемпинг не функционирует, зато рядом есть кафешка, наедаемся, пытаемся стартовать – три из четырех колес стоят на ободах, вспоминаем колючки. Еще через час выезжаем в направлении Balaguer, вечер, после отдыха и еды крутить вполне хорошо, но остро донимают мухи, для которых 15 км/ч на апхилах вполне крейсерская скорость. Тут я окончательно понимаю, что Испания с этими мухами, сыпухой, пешеходными перевалами, невкусной едой, населением, не понимающим ни слова по-английски, магазинами, работающими по 5-6 часов в сутки мне уже порядком надоела и впервые в своих иноземных покатушках я хочу домой в Украину.
Пара несложных подъемов, длинный скоростной спуск вдоль реки, в 11 вечера мы в кемпинге. Стандартные процедуры: палатка, стирка, душ, начинается дождь, перерастающий в ливень с ураганом, заканчивается горная часть покатушки.


Итоги дня:

GPSies - Pyrenees-2013-08-12, Day 12, real
• дистанция по треку: 77 км
• набор высоты: 1780 м
• градиент набора высоты средний/максимальный: 6,0 / 32,3 %
• отношение асфальт/грунт: 51 / 49 %
• скорость средняя/максимальная: 11,0 / 55,7 км/ч
• время в движении: 6:35 ч:мм


День 13 (13.08.2013), выход с маршрута в Лериде, трансфер в Барселону


Вот настоящее мое впечатление от Барселоны
Картинка взята с сайта all-that-is-interesting.com, автор фото неизвестен, но все права принадлежат несомненно ему
Утром спущено заднее колесо от микроколючки. Крутим 35км по асфальту в Лериду с объеданием придорожных садов с персиками, яблоками, грушами, неграми и прочими и трансфер электричкой в Барселону.
Второго августа, мы уже были вынужденно на экскурсии в Барселоне, помахав платочком уходящей электричке. В то утро мы покатались немного по маршруту Barcelona Sants – Placa d’Espanya – Font Magica de Montjuic – Museu Nacional d’Art de Catalunya – кафешка и овощная лавка на Gran Via de les Corts Catalanes – Barcelona Sants, вроде было неплохо, особенно манго-фреш и фрукты из овощной лавки, хотя велики на таких экскурсиях прилично мешают.
Сегодня список расширился: Статуя Колумба в порту, сувенирная километровка Las Ramblas, Placa Catalonia (попалась по пути), Casa Lleo Morera, Casa Battlo, Casa Mila (La Pedrera), Casa Terrades, La Sagrada Familia.. зоопарк и башня Torre Agbar в программу не влезли.

Все фотки в Гугле, потому что впечатления от Барселоны какие-то такие: совсем_очень_сильно_много туристов на улицах, машин на дорогах, CO2 в воздухе и тараканов в голове Гауди, просто овердоз, особенно контрастирует с простыми обычными Пиренеями. Зато приятно, что почти везде есть выделенная полоса для велосипедистов.

Количество снятых фотокарточек и выражения на лицах иллюстрируют настроение от Барселоны


В общем, после быстрого насыщения культурной программой срочно сбегаем в Granollers (в тридцати километрах от Барселоны), наконец-то едим вкусную еду в китайском ресторане и в третий раз ночуем в отеле.


Итоги дня:

GPSies - Pyrenees-2013-08-13, Day 13, real
• дистанция по треку: 35 км (+14,4 км трансфера)
• набор высоты: 150 м
• градиент набора высоты средний/максимальный: 1,7 / 6,3 %
• отношение асфальт/грунт: 100 / 0 %
• скорость средняя/максимальная: 21,1 / 34,7 км/ч
• время в движении: 1:40 ч:мм


День 14 (14.08.2013), матрас в Жироне


Свободный день, выделенный на покупку магнитиков, строительных полиэтиленовых мешков и скотча для упаковки великов в самолет и всякой прочей ерунды. К сожалению, всегда приходится оставлять такие дни в конце покатушки на случай форс-мажора и сбившегося графика, хотя всегда нечего делать и хочется обратно в горы.
Утром снова спущено заднее колесо, возвращаемся в Жирону и заселяемся в тот же отель, что и в первый день (номер внезапно чуть-чуть подорожал, но все равно, это самый недорогой из удобных вариантов).

Жирона гораздо симпатичней и уютней Барселоны. Группа Жеронимо уходит на тотальный шопинг, мы – на тотальный фотографинг и экскурсионинг. Наконец нашли пристойное дешевое вино на разлив, еле разыскали супермеркадо с большими строительными мусорными пакетами, тошнит от морожного, сломаны несколько пультов экскурсоводов-переводчиков в Кафедральном Соборе, очень хочется обуть обувь для ходьбы ногами по земле.
Вечером в городе выясняем, что завтра – Большой Национальный Всеиспанский Праздник НихренаНеделания, очень удивляемся, потому что всю поездку не оставляло впечатление такого продолжающегося праздника, списывали на национальные особенности борьбы с экономическим кризисом. Что ж, праздник значит праздник..


Итоги дня:
• устойчивое отвращение к мороженому..


День 15 (15.08.2013), la final de la caminata


Праздник оказался тотальней, чем утро первого января в Украине. Очень удачно купили круассаны в шальной булочной, потом сильно жалели, что взяли мало. Закрыто было абсолютно все, кроме веломагазина с экспозицией коллекционных шоссейных маек, этой странной булочной и аэропорта.. Какой там сыр, вино, кино и домино – необычайно повезло, что упаковочные мусорные пакеты и скотч были куплены накануне.
25 км знакомого шоссе до аэропорта, традиционное исследование мусорных баков в поисках гофротары, упаковка великов, слив железной и бумажной мелочи в дьюти-фри, визз-эйр, Жуляны, родина безошибочно идентифицирована по количеству ухабов на метр дороги и активности населения в полпервого ночи.


Итоги дня:
• дистанция по треку: 20 км
• набор высоты: 140 м
• градиент набора высоты средний/максимальный: 1,3 / 9,1 %
• отношение асфальт/грунт: 100 / 0 %
• скорость средняя/максимальная: 15,0 / 37,4 км/ч
• время в движении: 1:20 ч:мм


СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ

• плановая нитка маршрута:
Аэропорт «Aeropuerto de Girona» — Girona (ночевка 1) — жд-трансфер Girona-Barcelona (экскурсия)-Puigcerda — пер.Col Du Puymorens (1900м) — пер.Port D'Envalira (2408м) — Andorra la Vella (ночевка 2) — пер.Coll de Conflent (2177м) — перевал (1953м) — Esterri D'Aneu (ночевка 3) — пер.Pla de Beret (1904м) — Vielha (ночевка 4) — пер.Col Du Portillon (1294м) — пер.Col de Peyresourde (1627м) — Saint-Lary-Soulan (ночевка 5) — пер.Piau Engaly (1850м) — пер.Hourquette de Heas (2608м) — Gedre (ночевка 6) — цирк Gavarnie (1600м) — пер.Puerto de Bujaruelo (2276м) — Torla (ночевка 7) — каньон Ordesa, цирк Puente de Soaso (1765м) (полудневка пешком) — Torla (ночевка 8 ) — пер.Cuello de Diazas (2200м) — плато над каньоном Ordesa — каньон Rio Bellos — Escalona (ночевка 9) — перевал (1552м) — La Catalana — Турбон (1610м) — перевал (1617м) — Bonansa (ночевка 10) — перевал (1690м) — пер.Sis Iv (1755м) — Puente de Montanana (ночевка 12) — пер.Lo Coscoll (991м) — перевал (1360м) — перевал (670м) — Sant Llorenc de Montgai (ночевка 13) — жд-трансфер Lleida-Barcelona (экскурсия) — жд-трансфер Barcelona-Granollers (ночевка 14) — жд-трансфер Granollers-Girona (экскурсия, ночевка 15) — Аэропорт «Aeropuerto de Girona»


• прохождение горной части маршрута (2-13.08.2013) по дням
день 2 (2.08.2013)
GPSies - Pyrenees-2013-08-02, Day 2, real

день 3 (3.08.2013)
GPSies - Pyrenees-2013-08-03, Day 3, real

день 4 (4.08.2013)
GPSies - Pyrenees-2013-08-04, Day 4, real

день 5 (5.08.2013)
GPSies - Pyrenees-2013-08-05, Day 5, real

день 6 (6.08.2013)
GPSies - Pyrenees-2013-08-06, Day 6, real

день 7 (7.08.2013)
GPSies - Pyrenees-2013-08-07, Day 7, real

день 8 (8.08.2013)
GPSies - Pyrenees-2013-08-08, Day 8, real

день 9 (9.08.2013)
GPSies - Pyrenees-2013-08-09, Day 9, real

день 10 (10.08.2013)
GPSies - Pyrenees-2013-08-10, Day 10, real

день 11 (11.08.2013)
GPSies - Pyrenees-2013-08-11, Day 11, real

день 12 (12.08.2013)
GPSies - Pyrenees-2013-08-12, Day 12, real

день 13 (13.08.2013)
GPSies - Pyrenees-2013-08-13, Day 13, real


• полный маршрут горной части:


• график движения


• навигация, картография
при прокладке маршрута Pyrenees и для навигации были использованы топокарты для навигатора Garmin:
- TOPO PIRINEOS 6.1
- Topo Espana v4
- TOPO France v3Pro
участники ориентировались по двум навигаторам Garmin GPSMAP 62s.


• погода
В это время года мы ожидали сухую и жаркую погоду в Пиренеях, но в реальности почти каждый день попадали под небольшой дождь. Андорра и окрестности оказались самым влажным районом в нашем путешествии, вечер второго дня, утро и весь день третьего нас преследовали короткие иногда сильные дожди.

Все высокогорные перевалы в августе без снега или с небольшими остатками снега. Температурный диапазон днем от +40..45°С в долинах (500 м.н.у.м.) до +15..20°С на высоте выше 2000 м, температура воздуха снижается примерно на 0,6°С …0,7°С на каждые 100 м набора высоты.

Лучшим временем для прохождения горных перевалов традиционно считается первая половина дня, до 14…15 часов, после обеда температура и сильная влажность от таяния снега нередко приводят к локальным грозам и осадкам. Но в августе в Пиренеях снега и воды очень мало и это правило почти не действует.

Средняя длительность световой части суток летом 16-17 часов и зависит от рельефа местности.


• оборудование и снаряжение
Групповое снаряжение:
- палатки 2-х местные – 2 шт
- горелка мультитопливная – 1 шт
- котелки – 2 шт (0.9л, 1.3л)
- аптечка медицинская – 1 набор (травмо-аптечка, ранозаживляющие и бактерицидные препараты, обезболивающие препараты, средства против отравлений, средства против простуды)
- ЖПС-навигатор – 2 шт
- насос высокого давления – 1 шт
- ключ-съемник кассеты – 1 шт
- плоскогубцы – 1 шт
- велозамок – 1 шт
- запасная покрышка – 1 шт
- тросик переключения – 1 шт

Индивидуальное снаряжение
- исправный и настроенный велосипед (использовались кантрийные двухподвесы с ходом подвески 100-150мм. Традиционно это оптимальный вариант для велотуризма по горным грунтовым дорогам.)
- подседельная велосумка fast-n-light, подрульная велосумка fast-n-light, заплечный рюкзак / нарульная сумка / внутрирамная сумка
- одежда велосипедная, шлем, очки, перчатки
- одежда от дождя и холода, утеплители
- одежда сменная, гражданская
- посуда
- спальный мешок, коврик
- индивидуальная медицинская аптечка (травмо-аптечка, средства для суставов и растяжений мышц, индивидуальные препараты)
- передний, задний свет, комплект аккумуляторов
- велочехол
- инструмент (насос, бортировки, мультитул)
- ремкомплект (латки, запасная камера, 2 комплекта тормозных колодок, петух, спицы, винты нужных размеров, контакты для обуви, звенья и замки для цепи)
- индивидуальные принадлежности, еда


• дороги
Велопоход проходил вдоль главного хребта Пиренеев и в южной части пре-Пиренеев по дорогам:
- асфальтовые дороги общего назначения, асфальтовые локальные подъезды – 62 %;
- грунтовые автодороги, грунтовые велодорожки, синглтреки, трейлы и пешеходные тропы – 38 %.

Асфальт и грунтовые дороги по всему маршруту высокого качества, Испанские дороги в основном новее и шире, подъезд к Андорре со стороны Пучсерды и дороги по Андорре часто узкие и с минимальной обочиной. Через главный хребет почти нет асфальтовых перевалов и не очень много автомобильных тоннелей по которым движение на велосипеде в основном запрещено. Спецификой Пиренеев является почти полное отсутствие проезжаемых грунтовых перевалов через основной хребет и многие отходящие от него плечи - из-за крутизны хребтов большинство грунтовых проездов в сторону перевалов заканчиваются тупиками и в основном все перевалы необходимо проходить пешком.


• транспорт и связь
Для трансфера в точку старта и после завершения маршрута использовались Испанские региональные поезда (комьютеры или по-каталонски Rodalies, см.описание второго дня). Сеть комьютеров по Каталонии достаточно разветвленная и удобная, поезда ходят часто и имеют популярность у населения, особенно в округе Барселоны, временами случаются задержки, которые видны на информационных мониторах на станциях. Стоимость одного часа жд-переезда составляет около 12 евро с учетом провоза велосипеда. Билеты компостируются при прохождении турникетов на всех станциях и действуют определенное время после расчетного прибытия поезда. На протяжении этого времени можно проходить через турникеты в обоих направлениях несколько раз, а после – пройти через турникет по этому билету уже нельзя в любую сторону. В поезде билеты проверяются контролерами.

Перелет Украина-Испания-Украина осуществлялся авиакомпанией WizzAir. Из-за не очень удобного времени рейсов (посадка в Жироне вечером, вылет из Жироны утром), чистое время путешествия уменьшилось на сутки.

Для связи использовали пакеты Travel-SIM с бесплатными звонками внутри сети и относительно недорогими на сети других операторов.


• питание и фин.затраты
Эти пункты в деталях уже стерлись из памяти, но кое-что можно вспомнить...
еда:
- в кафешках Испании еда в основном мясная, разные виды бифштексов;
- все салаты называются "Ensalada Mixta", везде овердоз уксуса и салатных листьев, под листьями иногда встречаются другие овощи;
- супы отстутствуют как понятие, редким исключением бывает Гаспаччо;
- в третий день был поражен до глубины души супом из.. тертого буряка.. за 6 EUR.. примерно 200 мл, охлажден, внутри тертый буряк и пару горошин.. так дорого буряк я еще не покупал ни разу :)
- нормально (по моему мнению) удалось поесть в конце 13-го дня, в китайском ресторане;
- продукты в магазинах традиционно высокого европейского качества;
- перепробовали недорогого Испанского вина и ни одно не понравилось.. Итальянские вина в той же ценовой категории, 3-7 EUR, значительно лучше.. Однако понравилось что-то Французское в ту же цену.
деньги: стандартная Европа во всех отношениях. Что-то дороже, чем в Германии, что-то дешевле, цены на продукты похожи на наши, морожное дороже, мясо дешевле.
Про фин.затраты, кроме "Евро по 11.5 грн", вспомнить больше нечего :)





Создан 04 янв 2015